Бизнес-план сервисной станции кузовного ремонта машин. Бизнес-план малярно-кузовного цеха: необходимое оборудование и расчет затрат для старта. Как открыть кузовной цех? Скачать план схему цеха покраски автомобилей

Бизнес на кузовном ремонте будет существовать всегда, пока по нашим дорогам колесят автомобили. Мировой автопарк постоянно растет, машины попадают в аварии каждый день, поэтому клиенты будут всегда. Хороший сервис пользуется большим спросом, в особенности, если располагает прекрасными мастерами и современным оборудованием…

Подобные сервисы могут оказывать следующие виды услуг:

  • локальный кузовной ремонт,
  • ремонт сколов на кузове,
  • сложный кузовной ремонт,
  • восстановление геометрии кузова,
  • удаление вмятин без покраски автомобиля,
  • полировка автомобиля,
  • предпродажная подготовка автомобиля,
  • покраска автомобиля,
  • ремонт бамперов.

Кузовной ремонт – сложная работа, на которую часто уходит от нескольких часов (при локальном ремонте), до нескольких дней (при сильно поврежденном автомобиле). Отсюда и высокая цена услуги. Так, ремонт и покраска переднего крыла обойдется заказчику в пределах 5 тыс. рублей (бюджетный автомобиль), ремонт крыши – от 8 тыс. руб. Восстановить сильно поврежденный автомобиль, в особенности, если это дорогой внедорожник, будет стоить клиенту в сумму от 50 тыс. рублей.

Становится понятным, что популярный сервис не может зарабатывать мало. Ежемесячная прибыль может доходить до 200 тыс. рублей и более. Это при том, что на сервисе трудится всего 2-3 работника.

Тем не менее, открытие автобизнеса сулит немало хлопот его организатору. И первая сложность заключается в финансовых возможностях предпринимателя. В зависимости от размера инвестиций бизнес можно открыть в разных масштабах.

  1. В качестве помещения используется вместительный гараж (оформленный). Покупка гаража на 10-12 кв. м обойдется в сумму от 400 тыс. руб. Можно и не покупать гараж, а просто арендовать его. Аренда будет стоить 5 – 10 тыс. руб. в месяц. Недостаток такого варианта в том, что сложно перевести гараж под вид разрешенного использования, но такой бизнес нельзя назвать серьезным. Отсюда и сложно привлечь платежеспособных клиентов на дорогих автомобилях. Скорее всего, вы будете обслуживать всевозможную классику и бюджетные иномарки.
  2. Вы арендуете или строите быстровозводимый бокс из металлоконструкций. Данный вариант гораздо дороже первого. Строительство бокса «под ключ» площадью 100 – 150 кв. м. обойдется в сумму от 1,5 млн. рублей. К тому же, придется затрачиваться на покупку или аренду земельного участка, подведение коммуникаций, ввод в эксплуатацию и проч. Общие затраты могут составить от 3 млн. рублей. Зато этот вариант по праву можно считать серьезным подходом к делу. В такой сервис не стыдно приглашать богатых клиентов, которые будут оставлять десятки тысяч рублей прибыли. Другое преимущество заключается в размерах помещения. Бокс строится, как минимум, на два машиноместа, в отличие от гаражных условий, где часто даже один автомобиль сложно разместить. Большие площади увеличивают оборот сервиса и дают возможность обслуживать более 2-х клиентов одновременно

Сильно потратиться придется и на покупку оборудования для кузовного ремонта. Можно, конечно, ограничиться молоточками и крючками, но сделать качественную работу с таким инструментом не получится. Ни один нормальный клиент не доверит свой автомобиль плохо оснащенному сервису. Поэтому без профессионального оборудования не обойтись.

На покупку оборудования, по разным оценкам, может уйти от 500 тыс. рублей. Стенд кузовного ремонта «Sivik МАСТЕР» будет стоить от 120 тыс. рублей, рихтовочный стенд «SIVER С» – от 300 тыс. рублей, профессиональный набор рихтовки – от 20 тыс. рублей. Комплект покрасочного оборудования обойдется в сумму от 30 тыс. рублей.

Регистрация бизнеса

Самый простой этап в открытии бизнеса — оформление предпринимательской деятельности. Регистрация ИП занимает минимум времени (5 рабочих дней), стоит всего 800 рублей гос. пошлины и требует небольшого пакета документов (паспорт, ИНН, заявление). При заполнении заявления указывают код ОКВЭД 50.20.1 «Техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей».

Никакие лицензии на данный вид деятельности не нужны. В качестве системы налогообложения можно применять упрощенную систему (УСН), 6% от выручки или 15% от прибыли организации. Кассовый аппарат устанавливать необязательно – по просьбе клиента можно выдавать товарный чек.

Персонал

Некоторые трудности могут возникнуть с подбором персонала, ведь от профессионализма работников зависит 50% успеха всего бизнеса. Потребуется найти хороших маляров и жестянщиков, в совершенстве владеющих искусством кузовного ремонта. Привлечь профессионалов можно только высокой оплатой труда, которая в данном деле является сдельной. Зарплата, которую получает работник, составляет от 15 до 30% от стоимости работ.

* В расчетах используются средние данные по России

1. РЕЗЮМЕ ПРОЕКТА

Цель настоящего проекта – открытие сервиса по покраске автомобилей для реализации спектра доступных и качественных услуг автосервиса клиентам в г. Ростов-на-Дону.

В настоящее время статистика отмечает рост отечественного автопарка и увеличение продаж автомобилей. Благодаря этому возрастает спрос на услуги станций технического обслуживания автомобилей. Таким образом, открытие мастерской по покраске автомобилей является перспективным направлением бизнеса. К преимуществам следует отнести стабильный спрос на услуги, высокий уровень доходов и простые условия ведения бизнеса.

Для реализации проекта арендуется помещение, отвечающее всем требованиям, находящееся в непосредственной близости от оживленного участка дороги. Общая площадь помещений составляет 60 кв. м.

Профессиональный набор для создания идей бизнеса

Трендовый продукт 2019..

Целевую аудиторию сервиса покраски автомобилей составляют владельцы легковых машин, из которых 60% - мужчины в возрасте от 20 до 50 лет.

Объем первоначальных инвестиций составляет 2 100 000 рублей. Инвестиционные затраты направлены на приобретение оборудования, ремонт помещения, рекламу, закупку расходного материала и формирование фонда оборотных средств до выхода проекта на окупаемость. Основная часть требуемых инвестиций приходится на приобретение оборудования, доля которых составляет 74%. Для реализации проекта будут использованы собственные средства.

Финансовые расчеты учитывают все доходы и расходы автосервиса, горизонт планирования составляет 3 года. Предполагается, что по истечении этого периода потребуется расширение бизнеса. В соответствии с расчетами, начальные инвестиции окупятся через 16 месяцев работы. Выход на плановый объем продаж планируется на 8-ой месяц работы. Чистая прибыль при этом составит 158 000 рублей/месяц, а годовой объем чистой прибыли за первый год работы составит более 1 000 000 рублей. Рентабельность продаж в первый год работы - 18,15%.

2. ОПИСАНИЕ ОТРАСЛИ И КОМПАНИИ

По данным ГИБДД, за последние 10 лет автопарк россиян увеличился на 65%, а ежегодный прирост числа автомобилей составляет 1,5 млн. единиц. В связи с этим растет потребность в оказании различных автоуслуг. Одной из таких услуг является покраска автомобилей. Услуги покраски автомобилей ежедневно требуются большому количеству автовладельцев: при предпродажной подготовке, после механических повреждений, для улучшения внешнего вида транспортного средства.

Рис. 1. Динамика российского автопарка легковых машин


Кроме того, пик кризиса на российском авторынке миновал. Согласно прогнозам, продажи легковых автомобилей в стране по итогам 2017 года возрастут на 4-5%. В абсолютном выражении это значит, что за текущий год официальными дилерами в России будет реализовано 1,48 миллиона новых автомобилей. Вероятность попадания в ДТП водителя, чей стаж вождения менее 1 года – до 95%. Почти 50% водителей со стажем до 3 лет являются виновниками всех ДТП на дорогах страны. Согласно статистике, в ближайшие несколько лет следует ожидать увеличения спроса на малярно-кузовные услуги.

Данные обстоятельства делают перспективным такой вид бизнеса, как покраска автомобилей. Подобный сервис способен приносить стабильный, высокий доход, поскольку стоимость покраски одной детали автомобиля составляет 3000-8000 рублей.

По данным 2ГИС, в настоящий момент в Ростове-на-Дону функционирует 177 компаний, которые предлагают малярно-кузовные услуги. Объем городского автопарка составляет более 300 тысяч автомобилей, а в регионе насчитывается 1,3 млн. автомобилей. Сопоставляя количество сервисных служб и автомобилей в городе, можно сделать вывод, что рынок еще не насыщен и имеет перспективы для роста. Ростов-на-Дону входит в ТОП-10 городов по объему автопарка легковых автомобилей, и с каждым годом количественный показатель увеличивается, что открывает новые перспективы для развития бизнеса в городе.

Для оценки конкуренции на рынке технического обслуживания автомобилей рассмотрим его структуру. Она включает:

Готовые идеи для вашего бизнеса

1) Сетевые автосервисы, имеющие свои представительства в различных регионах. С этой группой конкурировать достаточно сложно, поскольку сетевики обладают клиентской базой и определенной деловой репутацией. Кроме того, крупные автосервисы могут объединять в себе целый спектр услуг по техническому обслуживанию автомобилей. В данном случае мелкие сервисы находятся в проигрышном положении.

2) Авторизованные автосервисы, специализирующиеся в основном на обслуживании конкретной марки автомобиля. Здесь главная сложность заключается в том, чтобы войти в нишу, т.к. официальные дилеры и автопроизводители очень тщательно выбирают себе партнеров.

3) Одиночные автосервисы – самая многочисленная группа. Такие сервисы не имеют аккредитации, но пользуются высоким спросом у автовладельцев, поскольку цена на услуги, как правило, ниже на 20-30%, нежели чем у авторизованных и сетевых автосервисов. Представители этой группы являются основными конкурентами настоящего проекта.

Готовые идеи для вашего бизнеса

4) Индивидуальные услуги по обслуживанию авто сложно отнести к бизнесу, однако стоит учитывать как конкурентную силу, потому как в настоящее время такие услуги пользуются спросом.

Несмотря на большое количество различных автосервисов, конкуренцию на рынке нельзя назвать жесткой. В сфере авторемонта только 10% мастерских принадлежит официальным дилерам, а 90% - это независимые СТО, с которыми можно конкурировать.

Таким образом, открытие мастерской по покраске автомобилей является перспективным направлением бизнеса. К преимуществам бизнеса относятся:

Стабильная прибыль;

Подходит для формата «бизнес в гараже»;

Актуальное и перспективное направление, пользующееся спросом;

Высокий уровень доходов;

Возможность расширения спектра услуг;

Простые условия организации бизнеса.

Однако следует учитывать и недостатки данного бизнеса. Во-первых, для организации сервиса по покраске автомобилей требуется большой объем первоначальных вложений, поскольку выполнение данных услуг предполагает использование качественного и дорогостоящего оборудования. Во-вторых, покраска автомобиля является трудоемким процессом, который должен выполняться опытными специалистами. В-третьих, срок окупаемости сервиса по покраске автомобилей составляет 1,5-2 года.

3. ОПИСАНИЕ УСЛУГ СЕРВИСА ПОКРАСКИ АВТОМОБИЛЕЙ

Данный бизнес-план автосервиса покраски автомобилей предполагает открытие мастерской по покраске автомобилей. Успех этого вида бизнеса напрямую зависит от качества выполненных работ. Качество покраски клиент видит сразу, поэтому необходимо нанимать только опытных мастеров и использовать качественные материалы и оборудование.

Процесс покраски автомобиля включает следующие этапы:

    удаление ржавчины, грязи и пыли;

    грунтование;

    шлифовка и подготовка поверхности к покраске;

    подбор цвета краски;

    нанесение краски;

    нанесение прозрачного лака на высохшую поверхность и повторная сушка;

    полировка покрашенной поверхности.

Таким образом, покраска автомобиля является длительным и кропотливым процессом, каждый этап которого требует качественного исполнения.

Существует два вида покраски автомобиля – частичная и полная. Более чем в 50% случаев автовладельцы обращаются за услугами частичной покраски. Важной проблемой становится правильный подбор цвета эмали для покраски автомобилей. В случае ошибки колеровки покрашенная область будет заметно выделяться на фоне общего цвета автомобиля. При выборе нужного тона краски учитывается возраст автомобиля, освещение и код краски, первоначально нанесенной на автомобиль. Также важную роль играет индивидуальное восприятие и опыт колориста.

Поэтому особое внимание необходимо уделить способам подбора краски. Существует несколько методов, которые отличаются ценой и сложностью самим процессом выбора:

    Подбор краски с помощью компьютера позволяет минимизировать человеческий фактор восприятия цвета. Для этого используются показатели спектрофотометра – прибора, который измеряет отражение и отвечает за наложение света на образце. Компьютерная программа проводит анализ полученных данных и на их основании подбирает подходящий цвет.

    Подбор эмали по VIN-коду. Сегодня VIN-коды являются международным стандартом автоэмалей и включают в себя 17 символом. В соответствии с ними по каталогу цветов автомобильных красок подбирается код оттенка. VIN-код указан в каждом автомобиле – на внутренней стороне капота и представлен в виде обычной наклейки. Этот способ можно применять в том случае, если автомобиль до этого не перекрашивался.


Помимо покраски автомобиля рационально добавить в перечень услуг кузовной ремонт, поскольку обычно перед покраской поврежденной детали автомобиля необходимо устранить царапины, сколы, деформацию и т.д. Кузовной ремонт включает:

    Жестяные работы (рихтовка, удаление вмятин) устраняют незначительные повреждения кузова. В последнее время популярность приобретает услуга вакуумного устранения мелких вмятин. Для более серьезных повреждений требуется проведение полного цикла жестяных работ.

    Стапельные работы (восстановление геометрии) являются одним из самых трудоемких и сложных процессов. Восстановление геометрии автомобиля осуществляется при помощи высокотехнологичного устройства – стапеля.

    Арматурные работы включают весь спектр операций по демонтажу и установке различных деталей автомобиля.

    Локальный ремонт. Он включает устранение мелких повреждений, таких как: царапины, сколы, вмятины, потертости и прочее. Технологии в локальном кузовном ремонте становятся все популярнее, поскольку позволяют быстро и с минимальными затратами устранить повреждения. В данном случае ремонт осуществляется исключительно на участке повреждения, сохраняя в целостности заводскую покраску. В завершении работ проводится полировка поверхности для придания ей блеска и защиты от негативных воздействий.

В соответствии с этим, был составлен примерный перечень услуг, которые планируется предоставлять в мастерской (таблица 1). Цены указаны ориентировочно и могут быть скорректированы в зависимости от выбранной ценовой политики организации.

Таблица 1. Прайс сервиса по покраске автомобилей


В перспективе можно расширить перечень сервиса покраски автомобилей дополнительными услугами:

Аэрография;

Ламинирование кузова;

Покраска автомобиля жидкой резиной;

Замена стекол;

Антикоррозийная обработка автомобиля;

Химчистка.

Запись на сервис осуществляется по телефону или через форму онлайн-заявки на сайте сервиса.

4. ПРОДАЖИ И МАРКЕТИНГ АВТОСЕРВИСА ПО ПОКРАСКЕ АВТОМОБИЛЕЙ

Большая конкуренция на рынке автомобильного сервиса обусловливает важную роль репутации и рекламы мастерской. Поэтому основу маркетингового плана составляет тщательная проработка уровня сервиса и рекламной кампании. Основной задачей маркетинга в автосервисном бизнесе является переход разовых клиентов в статус постоянных. Завоевать доверие потребителя возможно при помощи качественного сервиса и удобного расположения мастерской.

Целевую аудиторию для покраски автомобилей составляют владельцы легковых машин, из которых 60% - мужчины в возрасте от 20 до 50 лет.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Автовладелец, который впервые столкнулся с необходимостью покраски автомобиля или кузовного ремонта, ищет мастерскую лично или следует совету знакомых. Владельцы авто охотно делятся координатами хороших автосервисов, поэтому «сарафанное радио» в данном случае является одним из наиболее эффективных методов продвижения. Для того чтобы клиент вернулся в мастерскую и порекомендовал ее знакомым, необходимо создать комфортные условия обслуживания – длительность работ, удобство расположения мастерской, качество обслуживания, стоимость услуг и т.д. Для этого можно использовать различные маркетинговые приемы:

Установление цены на услуги немного ниже, чем у конкурентов;

Заключение соглашения с автослесарями и неконкурентными, смежными сервисами. Соглашение устанавливается на условиях отчисления определенного % от каждого клиента, пришедшего по их рекомендации;

Размещение информации об услугах по покраске автомобилей на тематических сайтах и форумах вашего региона;

Внедрение системы скидок при оказании нескольких услуг сразу;

Организация удобного места для ожидания быстропроводимых работ.

Реклама на билбордах и вывесках. Наиболее эффективной рекламой для автосервиса является наружная реклама. Изготовление и монтаж одного указателя рядом с дорожными знаками стоит в среднем 15 000 рублей. Для повышения эффективности наружной рекламы предполагается изготовление двух указателей, способных привлечь необходимое количество клиентов. Билборд должен служить не только указателем, но и информационным полем, где рекомендуется отразить особенность предложения, например, можно указать сроки работы или действующие акции.

Визитки и флаеры. Распространять печатный материал лучше всего в местах скопления целевой аудитории. Это может быть территория заправки, магазинов автозапчастей, автомоек, шиномонтажных мастерских и т.д. Основным предложением для клиента будет скидка при предъявлении флаера. Данный инструмент рациональнее применять на первоначальной стадии работы автосервиса. Стоимость этого вида рекламы составляет около 10 000 рублей.


Формирование лояльности клиентов. Чтобы сформировать свою клиентскую базу, необходимо предусмотреть наличие бонусных программ для постоянных клиентов. Для этого предполагается сформировать накопительную систему скидок. Например, можно начислять с каждой покупки 2% бонусов, которыми клиент сможет расплатиться в следующий раз. Для ведения учета бонусной программы потребуется компьютер с соответствующим программным обеспечением.

Реклама в СМИ. Можно разместить объявление в газете или заказать рекламу на радио. Классика радиорекламы - это 30-секундный ролик, рекламный текст состоит из 60-75 слов без учета предлогов. Стоимость радиорекламы зависит и от выбранного радио, и от времени трансляции ролика, его длительности и количества его повторов. В среднем, стоимость 1 минуты рекламного ролика составляет около 4000 тысяч в период 7:00 до 22:00. Примерный бюджет рекламного продвижения через СМИ составляет 15000-20000 рублей.

Создание собственного сайта для сервиса покраски автомобилей. Во-первых, этот инструмент позволяет продвигать услуги через Интернет, а во-вторых, упрощает процесс взаимодействия с потенциальными клиентами. На сайте автосервиса должны указываться перечень оказываемых услуг и прайс-лист на них, контакты, карта проезда, информация об акциях и специальных предложениях. Также рекомендуется создать на сайте форму для быстрого оформления заказа. Для сайта автосервиса понадобится всего пара веб-страниц и простейший интерфейс. Стоимость такого сайта составить около 20 000 рублей.

Однако самой лучшей рекламой для автосервиса является его выгодное расположение. Если правильно подобрать участок, то можно обеспечить достаточный поток клиентов. Поэтому стоит уделить особое внимание выбору подходящего участка.

Ориентировочный план продвижения автосервиса в городе Ростове-на-Дону представлен в таблице 2. В соответствии с расчетами, на продвижение автосервиса планируется затратить 91 000 рублей. Основная часть рекламных мероприятий планируется на первые месяцы открытия автосервиса.

Мероприятие

Описание сервиса покраски автомобилей

Затраты, руб.

Для привлечения внимания потенциальных клиентов необходимо разместить баннеры-указатели вблизи автосервиса. Затраты включают создание указателей, а также их монтаж

Для этого предполагается создание рекламного материала (флаеров/буклетов) и его распространение в местах скопления целевой аудитории. Затраты включают расходы на создание и печать флаеров, а также заработную плату промоутерам. Рекламный материал содержит в себе скидочный купон 10% на первое посещение

Создание собственного сайта

Создание и продвижение собственного сайта-визитки в Интернете. На сайте должна быть отражены контактные данные, схема проезда, прайс на услуги, форма для онлайн-заявки

Планируется выбрать радиостанцию, которую слушает целевая аудитория. Стоимость создания 15-секундного ролика – 3000 рублей.

1 мин./день * 4000 руб./мин. * 7 дней = 28 000 руб.




Как показывает опыт, наиболее эффективной рекламой автосервиса по покраске автомобиля является идеально выполненная работа. Квалифицированные сотрудники, продуманная ценовая политика и гарантийное обслуживание позволят привлечь и удержать клиентов.

Активная маркетинговая стратегия позволяет ускорить процесс окупаемости средств, вложенных в открытие автомастерской. Чтобы автосервис окупился, в день необходимо обслуживать хотя бы одного клиента. Прибыль появится в случае ежедневного обслуживания двух и более клиентов. Важно учитывать, что даже самая современная инфракрасная сушка не позволит покрасить в день более пяти автомобилей.

Сколько можно заработать на покраске автомобилей? Чтобы ответить на вопрос, определим объем выручки. Для этого рассчитаем средний чек и количество заказов в месяц. Средний чек автопокрасочной мастерской принимаем равным 10000 рублей (исходя из того, что стоимость полной покраски авто составляет около 30000 рублей, а стоимость прочих услуг, которые оказываются гораздо чаще, - 3000 рублей). Количество заказов, выполненных за день работы – 2. Следовательно, в месяц объем работы – 60 заказов. Тогда месячная выручка по основному виду деятельности составит: 10000*60=600 000 рублей. Выйти на планируемый объем продаж планируется на 8 месяц работы благодаря активной рекламной кампании.

Окупаемость автопокрасочной мастерской зависит от конкуренции и потока клиентов. При благоприятном стечении обстоятельств бизнес может окупиться уже спустя полгода. Если конкуренция в городе жесткая, то окупаемость бизнеса составит 12-18 месяцев.

5. ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА АВТОСЕРВИСА ПО ПОКРАСКЕ АВТОМОБИЛЕЙ

Как открыть автосервис с нуля? Алгоритм открытия проекта предполагает следующие этапы:

    Зарегистрировать бизнес как ООО или ИП.

    Определиться с участком и помещением для автосервиса.

    Закупить специализированное оборудование.

    Нанять квалифицированных работников.

    Выбрать поставщиков и закупить расходный материал для автосервиса.

Остановимся на каждом пункте подробнее.

1) Выбор участка и помещения для покраски автомобилей. При открытии автосервиса следует рассматривать два ключевых параметра – территориальное расположение и оборудование, обеспечивающее спектр услуг. Именно от этих двух параметров зависит рентабельность бизнеса.

Наиболее существенным вопросом при организации автомастерской является поиск подходящего участка. При выборе местоположения следует обратить внимание на наличие конкурентов поблизости. Это позволит оценить уровень потребительского спроса и принять решение о выборе участка.

Здание автосервиса должно хорошо проглядываться с дороги и иметь удобный подъезд. Согласно требованиям СЭС, автосервис не может находиться в непосредственной близости от жилых домов и водоемов. Расстояние между СТО и этими объектами должно составлять не менее 50 метров.

Помимо характеристик участка, необходимо учитывать помещение, в котором будет располагаться мастерская со всем оборудованием, поскольку планировка любой автомобильной мастерской требует соблюдения определенных правил. Планировка малярно-покрасочного цеха должна обеспечивать быстрое и последовательное перемещение ремонтируемого автомобиля от ремонтного цеха в покрасочную камеру.

Сервис по покраске автомобилей нуждается в помещении площадью не менее 30 кв.м. Для того, чтобы разместить два автомобиля одновременно, потребуется не менее 60 кв.м. Для автосервиса подойдут любые нежилые постройки: гаражные боксы, ангары и т.д. Обязательными требованиями, предъявляемыми к автопокрасочной мастерской, является установка вытяжки или хорошей вентиляции, хорошее освещение (рекомендуется использовать лампы дневного света), мощное электропитание. Кроме того, в верхней части помещения должны быть установлены воздуховод и тепловая подушка с нагревательными элементами Пол помещения, где будет установлена сушильная камера для покраски автомобилей, необходимо приподнять на 10-15 см, чтобы установить вентилятор, всасывающий воздух из камеры. Для ускорения процесса сушки рекомендуется оборудовать помещение инфракрасными лампами.

Обобщая все вышесказанное, можно определить следующие требования к помещению автосервиса:

Наличие вентиляции, водопровода, отопления и хотя бы одного окна;

Отдельное помещение (т.е. вне жилых домов и зданий общественного пользования);

Отделка полов и стен влагостойкими и взрывобезопасными материалами;

Взрывобезопасные светильники и приборы;

Наличие санузла и душевой кабины для персонала.

Можно подобрать помещение для покраскb автомобилей, которое удовлетворяет всем требованиям, или построить здание. Рынок предлагает множество вариантов строительства автосервисов «под ключ». Здание автосервиса представляет собой сборное каркасное здание из сэндвич панелей поэлементной сборки. Полная стоимость автосервиса «под ключ» начинается от 1,5 млн. руб. (для бокса на 2 поста).



Для реализации проекта предполагается арендовать участок площадью 60 кв. м. Арендная плата составляет 50 000 рублей в месяц. На ремонт и отделку помещения заложены затраты в сумме 80 000 рублей.

2) Приобретение оборудования для покраски автомобилей. Для обеспечения производства необходимо закупить оборудование. Современное многофункциональное оборудование – это залог качественной работы. Стандартный перечень оборудования, необходимого для оснащения малярно-кузовного цеха, включает в себя:

Рихтовочные стапели (платформенные, рамные, подкатные и напольные);

Комплект рихтовочного инструмента;

Детекторы для определения видов стали;

Гидравлические наборы для правки кузова;

Двухстоечный подъемник для авто;

Измерительные линейки, двух- и трехмерные системы измерения;

Набор для выправления вмятин на кузове без покраски;

Сварочный аппарат;

Полировальная машинка;

Комплект краскопультов;

Покрасочно-сушильная камера;

Специальная лампа колориста;

Мини-камера для проведения тестов напыления;

Поворотные малярные столы для окраски элементов кузова;

Инфракрасный излучатель для сушки деталей и небольших поверхностей;

Инструменты для шлифовки поверхности.

Оборудование для удаления пыли.

Компрессор.

Этот список не является исчерпывающим, поэтому в общую сумму расходов на оборудование для покраски автомобилей закладываются дополнительные затраты. Приобретение оборудования для покрасочного цеха обойдется в среднем в 1.5 млн. рублей, из которых около 700 тыс. приходится на сушильную камеру.

В покрасочной мастерской это оборудование является наиболее важным, поэтому следует уделить его выбору особое внимание. При этом необходимо учитывать следующие параметры: внутренний размер камеры, нагнетательно-вытягивающие характеристики, теплоизоляция камеры и освещение камеры. Наиболее популярными производителями камер являются: Termomeccanica, ColorTech, Saico. Производители часто предлагают оборудование по лизинговому договору, что для начинающего предпринимателя – выгодный способ приобретения дорогостоящего оборудования.

Помимо оборудования для оснащения сервиса покраска автомобилей необходимо закупить:

Расходные материалы (шлифовальные шкурки, насадки на дрели и прочее);

Химические средства (лаки, краски и прочее);

Спецодежду для сотрудников.

3) Подбор персонала. Для функционирования автосервиса предполагается нанять трех мастеров: 2 жестянщиков-кузовщиков и 1 автомаляра. Планируется, что по истечении первого года работы, потребуется нанять еще одну бригаду мастеров.

Стоит уделить особое внимание квалификации и практическим навыкам потенциальных сотрудников, поскольку от качества выполнения их работы зависит репутация автосервиса.

Особых требований к персоналу нет: образование средне-техническое или высшее по профилю, наличие опыта ремонта и покраски автомобилей, знание устройства автомобилей.

4) Приобретение расходных материалов. В работе автосервиса используется много расходных материалов. Важно, чтобы мастерская всегда была обеспечена необходимым количеством материалов. В связи с этим, необходимо заранее составить список добросовестных поставщиков и наладить с ними сотрудничество.

6. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН АВТОСЕРВИСА ПО ПОКРАСКЕ АВТОМОБИЛЕЙ

Начальным этапом открытия мастерской по покраске автомобилей является регистрация бизнеса в государственных органах. Для ведения коммерческой деятельности регистрируется ООО с упрощенной системой налогообложения («доходы минус расходы» по ставке 15%). Виды деятельности согласно ОКВЭД-2:

45.20 «Услуги по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств».

Требования СЭС предполагают оформление следующих документов для открытия автосервиса:

Программу производственного контроля;

Заключение Роспотребнадзора на соответствие помещения нормам;

Разрешение Роспотребнадзора на осуществление деятельности;

Договоры на вывоз отходов, опасных веществ, дезинфекцию стирку спецодежды.

Можно оформить документы самостоятельно, но чтобы сократить срок оформления можно обратиться в специализированную юридическую фирму, услуги которой обойдутся примерно в 30 000 рублей. В данном проекте предусматривается, что предприниматель самостоятельно занимается оформлением всей необходимой документации.

График работы мастерской – с 10:00 до 20:00, выходные - воскресенье и понедельник. Исходя из этого, формируется штатное расписание. Штат сотрудников – 4 человека, включая предпринимателя, который выполняет функции управленца, ведет бухгалтерский учет и занимается работой с поставщиками.

Жестянщик-кузовщик осуществляет кузовной ремонт автомобилей. Автомаляр производит все работы, связанные с покраской автомобилей. Заработная плата сотрудникам может начисляться либо как фиксированная ежемесячная сумма, либо по формуле «оклад + % от продаж». Последняя система предпочтительнее, поскольку такой способ оплаты труда будет служить мотивацией для сотрудников. Для упрощения финансовых расчетов в данном бизнес-плане учитывается фиксированная сумма заработной платы. Общий фонд оплаты труда составляет 163 800 рублей.

Таблица 3. Штатное расписание и фонд оплаты труда сервиса покраски автомобилей

7. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН СЕРВИСА ПОКРАСКИ АВТОМОБИЛЕЙ

Финансовый план учитывает все доходы и расходы автосервиса, горизонт планирования составляет 3 года. Предполагается, что по истечению этого периода потребуется расширение бизнеса. Возможно открытие полноценной автомобильной мастерской.

Проект требует привлечения денежных средств в размере 2 100 000 руб. Основная часть требуемых инвестиций приходится на приобретение оборудования – 71%, доля расходов на ремонт помещения и первый месяц аренды – 6%, на оборотные средства – 12%, на рекламу – 4%, а на закупку расходных материалов – 7%. Проект финансируется за счет собственного капитала. Основные статьи инвестиционных затрат отражены в таблице 4.

Таблица 4. Стартовые вложения


Переменные затраты покраски автомобилей включают расходы на приобретение расходного материала для ремонта и затраченных коммунальных мощностей. Для упрощения финансовых расчетов величина переменных расходов рассчитывается, исходя из средней стоимости услуг мастерской и фиксированной торговой наценки 300%.

Постоянные расходы покраски автомобилей включают арендную плату, рекламу, амортизационные отчисления, фонд оплаты труда и прочие расходы (табл. 5). Размер амортизационных отчислений определяется линейным методом, исходя из срока полезного использования основных фондов в 5 лет. К постоянным затратам также относятся налоговые отчисления, но в таблице они не учитываются, поскольку их размер не фиксированный и зависит от размера выручки.

Таблица 5. Постоянные затраты

Таким образом, были определены постоянные ежемесячные расходы на покраску автомобилей в размере 263 800 рублей. Подробный финансовый план приведен ниже.




8. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

Об инвестиционной привлекательности сервиса покраски автомобилей можно судить на основе простых и интегральных показателей эффективности. Изменение стоимости денег во времени учтено с помощью метода дисконтирования денежных потоков.

Срок окупаемости проекта при первоначальных инвестициях в 2 100 000 рублей составляет 16-17 месяцев. Чистая ежемесячная прибыль проекта при выходе на плановые объемы продаж составит 158 000 рублей. Выйти на плановый объем продаж планируется на восьмой месяц работы.

Годовой объем чистой прибыли за первый год работы по покраске автомобилей составит более 1 000 000 рублей. Рентабельность продаж в первый год работы составит 18,15%. Коэффициент рентабельности инвестиций составляет 10,7%, а внутренняя норма прибыли превышает ставку дисконтирования и равна 8%. Чистая приведенная стоимость положительна и составляет 1 693 232 рублей, что говорит об инвестиционной привлекательности проекта.

Финансовый план покраски автомобилей учитывает оптимистичный прогноз продаж, который можно ожидать благодаря выгодному местоположению мастерской и высокой эффективности рекламной кампании.

9. РИСКИ И ГАРАНТИИ

Для оценки рисков в работе сервиса покраски автомобилей необходимо провести анализ внешних и внутренних факторов. К внешним факторам относятся угрозы, связанные с экономической ситуацией в стране, рынков сбыта. К внутренним – эффективность управления организацией.

Среди внешних рисков выделяются:

Неудачный выбор местоположения мастерской. Исключить неправильное решение возможно при помощи качественного геомаркетингового анализа местности, инфраструктуры, транспортных потоков, что позволит более точно оценить уровень продаж с учетом плотности потенциальных потребителей.

Высокая конкуренция на рынке, открытие новых точек в относительной близости, демпинг прямых конкурентов. Появление новых автомастерских приведет к перераспределению клиентской базы и прибыли. Нередко крупные автосервисы оказывают покрасочные и ремонтные услуги, что негативно сказывается на клиентской базе небольших мастерских. Снижение этого риска возможно при создании собственной клиентской базы, разработке уникального торгового предложения, грамотной ценовой политике и стимулировании лояльности потребителя.

Повышение стоимости аренды, которая повлечет увеличение постоянных расходов и может сказаться на финансовом состоянии. Снизить вероятность риска возможно при заключении договора долгосрочной аренды и выборе добросовестного арендодателя.

К внутренним рискам относятся:

Технологические риски, в число которых входит неправильно выбранное оборудование, поломки, нецелевое использование технологических мощностей, что может привести к остановке бизнес-процессов. Снизить этот риск возможно при регулярном контроле исправности оборудования, качественном сервисном обслуживании, грамотном выборе оборудования.

Низкий уровень компетенции сотрудников. Безответственное отношение к имуществу, низкое качество обслуживания могут привести к серьезным финансовым потерям и снижению деловой репутации. Чтобы избежать этого, необходим систематический контроль, финансовая мотивация, стандартизация работы персонала. Проще всего снизить данный риск на этапе подбора персонала. Необходимо провести тщательный отбор сотрудников и предложить им выгодные условия работы, способные привлечь опытных сотрудников.

Невыполнение планируемого объема продаж. Снизить этот риск возможно при эффективной рекламной кампании и грамотной маркетинговой политике, предполагающей проведение различных акций и бонусов;

Снижение репутации учреждения в кругу целевой аудитории при ошибках в управлении или снижении качества услуг. Нивелировать риск возможно при постоянном контроле качества услуг, получении обратной связи от клиентов автосервиса и проведении корректирующих мероприятий.

Обобщенные данные по анализу рисковой составляющей проекта приведены в таблице 6. Благодаря количественной оценке рисков можно установить, на чем управленцам следует сосредоточить внимание и какие меры предусмотреть, чтобы минимизировать потери.

Таблица 6. Количественный анализ рисков бизнеса по покраске автомобилей

В соответствии с приведенными расчетами, наиболее серьезными рисками сервиса покраски автомобилей являются технологические риски и риск реакции конкурентов. В первом направлении необходимо тщательно подойти к выбору оборудования, изучить различные предложения на рынке и опыт других предпринимателей. По второму направлению следует уделить особое внимание формированию конкурентных преимуществ, особенно ценовой политике, маркетинговой стратегии, а также созданию гибкой системы работы с клиентами.

В жизни современного человека автомобиль играет одну из значимых ролей. Никто не застрахован от аварий, ДТП и прочих поломок. Это делает ремонт транспортных средств популярной и востребованной услугой. Большое количество предприимчивых людей стремится к открытию собственных автомастерских по малярно-кузовным работам. С чего начать, на что обратить внимание и какие моменты учесть при разработке бизнес-плана, мы расскажем в этой статье.

Общая информация

Отличительной чертой организации кузовного цеха является тот факт, что ремонтные и покрасочные работы напрямую связаны друг с другом, это звенья одной технологической цепи, которые не имеет смысла разделять. Ведь покраска автомобиля происходит на участке кузовного ремонта.

Кузов машины красят после того, как с него сняты все элементы, затрудняющие проведение работы. Затем мастер исправляет все повреждения и производит подготовку самого кузова. Когда завершены все покрасочные работы, снятые детали вновь устанавливаются на свои места.

Перед тем как организовывать малярно-кузовной цех, следует хорошо продумать планировку помещения, ведь автомобиль в процессе ремонта придется постоянно перемещать между ремонтным и покрасочным участками.

Минимальные передвижения оборудования, персонала и автомобиля приведут к тому, что трудовые ресурсы будут использоваться более эффективно, а следовательно, произойдет увеличение прибыли.

Планирование деятельности

В начале своей деятельности многие владельцы не уделяют должного внимания вопросу планирования. При малой загрузке цеха делать это нет необходимости. А вот с ростом потока клиентов ситуация может измениться. Нередко это происходит неожиданно, предприятие оказывается совсем не готовым к большому объему работы и теряет часть клиентов, которые желают получать услуги качественно и в срок.

Сущность планирования заключается в оптимальном использовании трудовых и производственных ресурсов. Его нужно провести в начале деятельности, даже если вы не видите реальный эффект от такого плана. В этом случае предприятие будет готово принять максимальное количество клиентов, обеспечивая загрузку всех производственных помещений.

Чтобы успешно развивать собственное дело, нужно разработать бизнес-план малярно-кузовного цеха. Именно он будет служить основой для дальнейших перспектив роста. Согласно ему фирма будет реализовывать конкретные мероприятия в определенное время, опираясь на конкретные цифры.

Оборудование для кузовного ремонта

Проведение кузовного ремонта требует наличия специального оборудования: сварочного аппарата, болгарки, набора ключей, шлифовальной машины, подъемника для автомобиля, кузовного стапеля и других. Сам ремонт заключается в вытягивании и выравнивании поврежденного кузова на стапеле, в удалении трещин, сколов, царапин и вмятин.

Оснащение боксов

Как советуют специалисты, в цеху обязательно должна быть камера для покраски автомобилей. На нее приходятся четыре бокса по ремонту кузова. В одном из них нужно разместить гидравлический электроподъемник для установки и снятия деталей автомобилей. В втором - установить кузовной стапель. Он необходим для восстановления кузова после крупных аварий.

Еще несколько лет назад подобный вид работ проводился вручную, что усложняло процесс восстановления точной геометрии кузова. Это приводило к тому, что машина перемещалась будто бы боком. Использование стапеля позволяет избежать подобных проблем. В третьем боксе нужно установить оборудование для шпаклевки, рихтовки кузова и деталей автомобиля. В него может входит штапель, киянка и другие необходимые инструменты. Четвертый бокс предназначен для полировки кузова.

Это последний этап перед отправкой автомобиля в покрасочную камеру. Процесс проводят с помощью полировальной машины или вручную. Так как в результате полировки повышается уровень запыленности, весь персонал должен быть снабжен респираторами или специальными масками. Постарайтесь не размещать этот бокс рядом с другим (особенно смежно), это может мешать работе других сотрудников.

Оборудование для малярных работ

Камера для покраски автомобилей является основой всего малярного цеха. Она представляет собой изолированное помещение, оснащенное воздухоотводом, режимом регулирования температуры, хорошим освещением. Любая камера для покраски функционирует в режиме окраски и сушки. Когда производится нанесение краски, в камеру с потолка в автоматическом режиме нагнетается теплый (около 25 градусов) воздух.

Он способствует осаждению взвеси. После того как окраска проведена, камера для покраски проветривается. Затем наступает период сушки. Температуру в камере поднимают до 70 градусов на 1-2 часа. В этот момент система начинает работать в режиме рециркуляции. Забор воздуха с улицы снижается, тем самым значительно экономится электроэнергия. В качестве топлива нередко используют природный газ.

Чтобы избежать попадания грязи, масла или влаги на окрашенную деталь из компрессора, используют блок подготовки воздуха для покраски. Они бывают разных типов. Самые мощные из них очищают воздух до 99%.

Особенности покрасочных камер

Сегодня производители предлагают различные покрасочные камеры, выбор которых напрямую зависит от цели их приобретения, климатических условий места установки и технических характеристик. Основную роль играет оборудование, обеспечивающее подачу, нагрев и вытяжку воздуха. При этом в боксе образуется избыточное давление. Оно достигается диспропорцией между вытяжкой воздуха и его нагнетанием. Дешевые камеры при работе в суровом климате ухудшают качество оказываемых услуг. Для таких условий требуется камера с хорошей теплоизоляцией и мощной горелкой.

Лишь небольшой процент (около 15%) малярно-кузовных работ связан с полной покраской автомобиля. В большинстве случаев необходим средний или мелкий ремонт конкретных частей. Чтобы не тратить энергоресурсы, используют специальные боксы для покраски усеченного типа.

Спрос на кузовной ремонт автомобилей был всегда, но скоро этот бизнес станет еще привлекательнее. Со следующего года вступает в силу Закон об обязательном страховании ответственности автовладельцев, и у сервисных центров появятся постоянные солидные клиенты – страховые компании. Есть над чем задуматься.


По данным ГАИ РФ, в прошлом году количество крупных автомобильных аварий в стране увеличилось на 4,3% и составило 164,4 тыс. (о менее значительных происшествиях статистика умалчивает – известно лишь, что их на порядок больше). Ущерб от этих аварий, по данным Минтранса, достиг 200 млрд руб., то есть $6 млрд. Почти треть этой суммы – около $1,7 млрд – приходится на ущерб от повреждения транспортных средств.

Большую часть этих денег заработали фирмы, специализирующиеся на восстановлении разбитых автомобилей (в просторечии – "жестянка"). И это далеко не все доходы сервисных организаций. Они занимались еще кузовным ремонтом машин, пострадавших в мелких авариях, данные о которых не попадают в официальную статистику, а также теми, которым кузовной ремонт потребовался не по причинам ДТП.

Нет сомнений, что рынок "жестянки" в дальнейшем будет только расти. Объясняется это тем, что со следующего года вступает в силу закон об обязательном страховании автогражданской ответственности. А это означает, что число автомобилей, проходящих кузовной ремонт не в кустарных, а в полноценных сервисных центрах, заметно возрастет. И у самих центров изрядно прибавится как работы, так и денег.

Формальный дефицит
Насколько велико предложение, призванное удовлетворить спрос на "жестянку"? Достоверного ответа на этот вопрос в масштабах страны нет. Какие-то количественные данные, да и то не самые полные, существуют лишь для Москвы – от них мы и будем отталкиваться.

Итак, количество столичных автосервисов – разумеется, легальных, то есть поддающихся официальному учету,– колеблется, по данным московского правительства, в диапазоне 2,2-2,6 тыс. При этом начальник управления транспорта и связи столичной мэрии Александр Беляев, исходя из опыта развитых стран, считает, что Москве нужно около 10 тыс. автосервисов. Получается, что они в столице в страшном дефиците – их вчетверо меньше, чем требуется. Но это не совсем так: подавляющее большинство автолюбителей предпочитает восстанавливать свои машины в кустарных точках ремонта, созданных слесарями-одиночками, которые в официальной статистике никак не отражаются. Судя по всему, кустари успешно покрывают потребности столичных автовладельцев в "жестянке" – по крайней мере, долгих очередей на автосервисах не наблюдается.

Однако по мере роста доходов все большая часть автолюбителей склоняется к тому, что обслуживать и ремонтировать автомобили лучше в качественно организованных сервисах – пусть и более дорогих, но обеспечивающих более высокий уровень обслуживания. Так что у предприятий "жестянки", доля которых в общей массе автосервисов составляет примерно четверть, очень даже неплохие перспективы.

Баланс цены и качества
Самый массовый и наименее перспективный тип кузовных мастерских – это точки "гаражного" типа. Владелец такого сервиса, как правило, выступает в нем главным и зачастую единственным специалистом. Создаются такие предприятия не для того, чтобы построить устойчивый и рентабельный бизнес,– просто человек "с руками" не знает лучшего способа найти им применение. Соответственно, и ценообразование в таком бизнесе построено по принципу "лишь бы кто-нибудь купил". Первыми клиентами кустарного сервиса становятся родственники, коллеги и знакомые мастера, которые впоследствии рекомендуют его услуги своим знакомым и т. д. Конкурировать с автомобильными кулибиными на их поле – дело безнадежное. Это примерно как таксомоторному парку пытаться конкурировать с частниками – у последних услуги все равно будут дешевле.

В общем, сегмент low-end рынка "жестянки" с точки зрения бизнеса абсолютно непривлекателен. Справедливости ради заметим, что этот сегмент охватывает сервис по кузовному ремонту отечественных автомобилей практически целиком: владельцы "Жигулей" и "Москвичей", привыкшие к тому, что обслуживание машин обходится им недорого, к услугам качественно оборудованных сервисов прибегают крайне редко. "Правильно" организованным кузовным мастерским остается иметь дело лишь с иномарками. Кстати, сегмент рынка, связанный с иномарками, не так уж мал: по данным ГАИ, в 2000 году доля автомобилей иностранного производства среди легковых машин в России составляла 14,8%.

Бедные и богатые
Автосервисы по кузовному ремонту можно разделить на две группы. Фирмы первой группы вырастают из небольшого покрасочного производства без больших начальных инвестиций, за счет прибыли, получаемой от своей деятельности. Минимальный объем средств, необходимых для открытия такого производства, Артур Джабиев, мастер кузовной станции "Предтеча и Ко", которому когда-то пришлось составлять подробный бизнес-план для кузовного цеха, оценил в $35 тыс. В эту сумму входит минимум оборудования, достаточный для того, чтобы начать полноценную работу: окрасочная камера (часто самодельная) и недорогой стенд для правки кузовов российского производства. Качества ремонта на таком сервисе можно достигнуть сколь угодно высокого. Михаил Янушкин, глава кузовного ателье "Кар-Системс": “Мы можем обеспечить отличный уровень работы, но ее стоимость при этом окажется настолько высокой, что выйдет за пределы потребительского спроса – попросту не найдется клиента, который согласится потратить такую сумму на ремонт своего автомобиля. Методом проб и ошибок мы вышли на такой уровень сервиса, который позволяет клиенту остаться довольным как его качеством, так и стоимостью”. Аналогичной точки зрения придерживается и Артур Джабиев: "Получается так: чем тщательнее на производстве следят за качеством, чем лучше на всех этапах соблюдают технологию, тем ниже рентабельность производства".

Планировать бизнес таких мастерских весьма трудно. В крупных автосервисах срок ремонта определяется исходя из необходимых для проведения тех или иных работ нормочасов (для этого существуют специальные справочники, в которых указано время, необходимое для каждой операции, если она выполняется с использованием типового оборудования). В маленьких мастерских владельцы определяют эти сроки исключительно на основе собственного опыта. К тому же здесь, как правило, нет снабженца, и поиском нужных для ремонта материалов и красок занимается сам маляр или жестянщик. Самое неприятное свойство таких фирм с точки зрения организации бизнеса – непредсказуемость загрузки. Целенаправленной рекламной кампании они не проводят – на это нет средств, да и рост объемов лимитирован "пропускной способностью" работающих там специалистов. Владимир Акимов, владелец небольшой компании по кузовному ремонту: “Сколько лет работаю в этом бизнесе, а так и не научился прогнозировать, когда придет клиент. Можно и в "день жестянщика" стоять без работы, а иногда и в мертвый, казалось бы, сезон автовладельцы валом валят”.

Получают доход такие предприятия главным образом на продаже труда мастеров. Зарабатывать на продаже запчастей или красок менеджеры сервисов не решаются, опасаясь, что наценка отпугнет клиентов. Соответственно, расходные материалы достаются автовладельцам фактически по той же цене, по какой их приобретали ремонтники.

В предприятиях второго типа (когда деньги изначально вкладываются в бизнес с целью получения прибыли) дело с самого начала ставится на широкую ногу. Прежде чем такой автосервис начнет работать, он оснащается современным импортным оборудованием. Олег Борода, независимый консультант, определяет объем начальных инвестиций в покрасочное производство в $50-70 тыс., примерно столько же нужно для организации кузовного цеха – то есть общий объем капиталовложений составляет $100-140 тыс. Но у таких фирм и возможностей заработка существенно больше. Во-первых, им удается "накручивать" 100% на стоимости лакокрасочных материалов. Дело в том, что на подобных предприятиях есть миксер для изготовления красок, а стоимость исходных материалов для них примерно вдвое ниже цены конечного продукта – собственно краски, необходимой для ремонта конкретного автомобиля. Во-вторых, не менее 10% сервис зарабатывает благодаря наценке на стоимость запчастей. Плюс, само собой, мастерская получает доход от непосредственной деятельности – то есть труда работающих маляров и жестянщиков. Да и поток клиентов в таких сервисах более стабилен, чем в мелких фирмах в силу большей известности компании: крупные автосервисы дают рекламу в прессе, а также рекламируют себя с помощью щитов и "растяжек".

Два часа по цене одного
По признанию независимого консультанта Олега Бороды, за время своей работы он побывал на пяти сотнях сервисов. И только в одном из них, по его мнению, производственный процесс можно признать организованным оптимально.

В условиях, когда мастерская с одной окрасочной камерой потенциально способна обслужить за день 5-6 машин, а на деле через нее проходит не больше двух, бессмысленно заниматься правильной организацией работы. Но у Олега Бороды есть свое решение проблемы нехватки клиентов: Достичь полной, прогнозируемой и регулируемой (без неожиданных всплесков и падений) загрузки автосервиса несложно – нужно заключить договор со страховой компанией. Конечно, страховщики предъявляют особые требования к партнерским сервисным компаниям – однако узнать эти требования и удовлетворить им вполне реально.

Второй секрет успешной работы сервиса от Олега Бороды таков: "Продажа каждого часа!" Любой уважающий себя сервис рассчитывает стоимость проводимых работ, исходя из перечня норм времени, необходимого на ремонт той или иной детали, приведенного в специальных справочниках (самый известный из них – Eurotax). Так вот, в среднем каждый нормочас в российских сервисах успевают выполнить лишь за два – иными словами, производительность труда здесь вдвое ниже, чем должна и может быть. Разумеется, пока ремонтное предприятие загружено не полностью, повышение производительности труда не даст никакого финансового эффекта. Однако если применить оба совета Олега Бороды одновременно, сервис существенно выиграет в доходах.

Еще один совет: наладить торговлю запасными частями. По наблюдениям Олега Бороды, их покупка и доставка из Германии обойдется в 1,1-1,25 от оптовой стоимости комплектующих, а продать их в розницу можно с коэффициентом 1,5-1,7 – то есть прибыль составит от 20% до 50%. Кстати, заграничные автосервисы до трети своей прибыли получают именно от торговли запчастями.

В настоящее время Олег Борода пытается реализовать свои идеи на базе универсального сервисного центра "Бош-Сервис–Фили". Директор центра Александр Медведь, восемь месяцев назад принявший решение о том, чтобы вложить средства в модернизацию окрасочного цеха, убежден, что вскоре этот цех будет обеспечивать центру половину всей его прибыли.

Подтверждено документально
Открытие сервиса неизбежно связано с рядом формальных процедур, на которые уйдет несколько месяцев. По оценке Михаила Янушкина, весь процесс – от прохождения необходимых формальностей вплоть до того момента, когда пойдут регулярные заказы – занимает от 9 месяцев до года.

Дебюрократизация российской экономики, заявленная ведомством Германа Грефа, для "жестянки" вылилась в одно послабление: с февраля 2002 года услуги автосервиса больше не нуждаются в получении лицензии от транспортной инспекции. Однако необходимо получить сертификат соответствия, выдаваемый местным органом Госстандарта. Документ выдается после проверки того, может ли сервис проводить заявленные ремонтные работы.

Раньше обязательной сертификации подлежали как малярные, так и жестяно-сварочные работы. Однако с мая текущего года сертификация собственно "жестянки" стала добровольной (бумагу можно получать, а можно и не получать; впрочем, ремонтники говорят, что лучше ее все-таки иметь – так спокойнее работать). "Малярку" в обязательном порядке необходимо сертифицировать юридическим лицам – для индивидуальных предпринимателей она также добровольная. Необходимо подать заявку на сертификацию и заключить договор с уполномоченной организацией (в Москве их более десятка – например, Ростест, МАДИ-ТЭС, НАМИ). Для получения сертификата необходимо, чтобы сервис был оснащен сертифицированным оборудованием, а его работники – аттестованы по соответствующим специальностям (руководитель работ должен иметь образование не ниже среднего технического).

Стоимость самих услуг по сертификации составляет порядка $100, и процедуру необходимо повторять раз в три года. Согласно действующим правилам, представители сертификационного органа могут присутствовать при производстве работ и проводить инспекционные проверки не реже раза в год. Впрочем, у этих организаций просто нет людей в количестве, достаточном для столь частых визитов в "подшефные" фирмы, так что не исключено, что в сервисе за три года они вообще не появятся.

Сварочные работы сертифицировать не нужно, но интерес к их организации обязательно проявит представитель Госпожнадзора. Скорее всего, он порекомендует приобрести огнетушители и установить в ремонтной точке пожарную сигнализацию – на это уйдет около $1 тыс. Конечно, рекомендациям пожарников можно и не следовать, но никто из собеседников СФ делать этого не советовал.

Еще одно обязательное разрешение нужно получить от СЭС. Санитарный инспектор должен убедиться, что здание, в котором расположился автосервис, оснащено отопительной и вентиляционной системами, к нему подведены вода и канализация. Он также проверит наличие душа, санузла, состояние блока очистки воды на мойке, условия хранения образующихся отходов. В столице, кроме того, обязательным для работы является заключение договора на вывоз мусора с предприятием "Промотходы".

Неформальная аренда
Подбор помещения для автосервиса – это целая наука. В идеале он должен располагаться на оживленной трассе или в непосредственной близости с гаражными кооперативами – близость к потребителям является залогом успеха предприятия. На поиск места для кузовной станции – а это как минимум 200 квадратных метров – может уйти немало времени, поскольку подходящих помещений не так уж и много. Владимир Акимов, который в прошлом году столкнулся с проблемой поиска помещения, потратил на это несколько месяцев: Риэлтерам, особенно мелким, я не верю. Это "лохотрон". “Я объехал фирм пять – везде одно и то же. Находишь в объявлении подходящие условия, звонишь – все нормально, приезжайте смотреть. А когда приезжаешь, выясняется, что бокс уже сдан. Тогда они предлагают заключить договор на поиск помещения, просят за это около $100. Если после этого они хотя бы один раз позвонят и предложат какой-то вариант, считайте, что вам повезло. Обычно такие фирмы забывают о вас сразу, как вы закрыли за собою дверь”.

Нередко проблему с помещением удается решить, только заведя "нужные" знакомства с представителями будущего арендодателя. Кстати, опыт показывает, что такие неформальные отношения важно поддерживать и после того, как сделка состоялась. Артур Джабиев: “Выстраивать отношения с арендодателями нужно крайне аккуратно. В противном случае вы рискуете однажды услышать: "Парень ты неплохой, поэтому даю тебе два дня на вывоз оборудования". Так бывает очень часто”. Попытаться застраховаться от такого развития событий можно, заключив договор аренды на длительный срок – минимум года на три. Некоторые ремонтники даже советуют брать арендодателей в долю.

Диапазон арендной платы широк – от $500 до $4000 в месяц для помещения площадью 250-300 квадратных метров. Цена зависит от места расположения здания автосервиса и от степени неформальности отношений с арендодателем.

Главная статья расходов
Самые значительные издержки при открытии автосервиса – это расходы на покупку оборудования. Понадобятся окрасочная камера (если она западного производства, то обойдется в $25 тыс.) и рихтовочный стенд для правки кузовов (еще столько же).

Расходы на покупку стенда можно радикально снизить, если воспользоваться продукцией отечественных производителей. Самый распространенный российский стенд СИВ 10 стоит около $3 тыс., а его импортный аналог Car-O-Liner – в пять раз дороже. Правда, производительность отечественного стенда ниже – на выполнение сходных работ на нем уходит больше времени. Но если прогноз спроса на услуги мастерской оптимистичен и владелец сервиса ожидает большого потока клиентов, имеет смысл сразу покупать дорогие стенды иностранных фирм Car-O-Liner, Celette, Blackhawk, Autorobot. Это оборудование позволяет проводить компьютерную диагностику состояния кузова, что существенно ускоряет работу. Но приобрести такие стенды дешевле $25 тыс. вряд ли удастся.

Можно сэкономить и на покрасочных камерах. Например, Владимиру Акимову камера, которую он сделал сам, обошлась в $4 тыс. Сейчас он занимается установкой на нее фильтровентиляционного блока стоимостью $7 тыс.– таким образом, полноценная камера обойдется ему всего в $11 тыс. Вообще Владимир Акимов советует осторожно подходить к выбору камеры: дешевая западная модель, по его словам, может не обеспечить нормальной работы зимой (для проведения окрасочных работ требуется температура не ниже 20°C). Наиболее распространенными в России являются камеры марок Saico, Nova Verta, Termomeccanica, Blowterm.

Более крупным фирмам есть смысл приобрести окрасочную систему. В нее входит миксер для красок и аппаратура цветоподбора: в миксере смешиваются компоненты красок, а система цветоподбора позволяет определить нужный набор компонентов, чтобы создать краску для конкретной машины. Миксер стоит в среднем $5 тыс., но при большом объеме работ эти деньги возвращаются сторицей – исходные материалы вдвое дешевле готовой краски. Окрасочная система – это не только техника. Фирмы–поставщики таких систем продают массу других нужных материалов (шпатлевки, пластификаторы и т. п.– всего 50-60 позиций), которые покупателям их системы отпускаются со скидкой и, что не менее важно, оптимизированы для работы с автоэмалями именно этого производителя. Из элитных брэндов окрасочных систем специалисты упоминают Standox, Glasurit, Sikkens, Spies Hecker, DuPont, PPG. Более экономичные марки – Motip, Sadolin, Mobihel.

Для того, чтобы краски можно было наносить на поверхность кузова, потребуются окрасочные пистолеты (Sata, Iwata, DeVilbiss, Kremlin, Optima, Sharpe) – по $250-300 за штуку. На пистолеты, а также шланги и фильтры к ним уйдет около $2000, еще примерно столько же – на аппарат для их промывки.

В дополнение ко всему этому осталось приобрести: сварочное оборудование (минимум $7 тыс.), автомойку ($2-9 тыс.), мощный компрессор (до $5 тыс.), комплект для сухой шлифовки (до $5 тыс.).

Таким образом, нетрудно подсчитать, сколько денег уйдет на открытие сервиса по кузовному ремонту. Минимальные расходы на организацию "малобюджетного" сервиса – это $38 тыс. на оборудование и улаживание всех формальностей, еще как минимум $6 тыс.– на аренду помещения в течение года. Итого $44 тыс. А организация относительно крупного сервиса обойдется в $80-90 тыс. в виде затрат на оборудование и оформление документов плюс стоимость аренды здания (до $50 тыс. в год).

Кстати, в столице работают фирмы, оказывающие услуги по монтажу сервисов кузовного ремонта "под ключ",– например, "Барклай-авто", "Гардиа", "Скорпион", "Транстехсервис", "Сфера-сервис". Станцию можно организовать с их помощью.

Бизнес самоучек
Впрочем, никакие сторонние подрядчики не решат главной проблемы мастерской по кузовному ремонту – поиска квалифицированных сотрудников. Одинаково непросто подобрать как толковых менеджеров, так и самих мастеров. Управленцев для автосервисов, по словам Артура Джабиева, МАДИ и МАМИ стали выпускать только в последние годы. Их пока немного, а уровень подготовки этих специалистов никому не известен. Руководители же автосервисов старой закалки правильно организовать работу, как правило, не умеют. Вот как отзывается о них один из участников рынка, пожелавший остаться неназванным: Кто их раньше открывал, сервисы? Менты да бандиты – люди, для нормального бизнеса приспособленные весьма слабо.

С малярами и жестянщиками не легче – учебных центров, готовящих таких специалистов и признаваемых профессионалами, просто не существует. Курсы для маляров, предлагаемые крупнейшими производителями краски, полноценной подготовкой считать нельзя – они приносят пользу прежде всего тем специалистам, которые уже имеют практический опыт. Новичкам же остается только один способ учиться ремеслу жестянщика и маляра – наблюдать за работой более опытных коллег.

Из-за отсутствия системы подготовки кадров их подбор превращается для владельца автосервиса в сверхсложный процесс. Михаил Янушкин: “С соискателями я всегда общаюсь сам. Если поручить это другому человеку, он подберет людей под себя. Если навыки специалиста не формализованы, то и отбор формализовать нельзя. Один из простых тестов – спросить мастера, есть ли у него собственные инструменты, если нет – собирается ли он ими обзаводиться. Хороший специалист всегда работает своим инструментом. Когда старый жестянщик меняет место работы, его приспособления – всевозможные молотки, поддержки и оправки – иногда приходится грузовиком вывозить”. Но общение с кандидатом не всегда позволяет избежать ошибок. Как говорят руководители покрасочных станций, рассказы претендента о том, что он умеет, часто расходятся с действительностью. Поэтому очень много соискателей отсеивается во время испытательного срока.

Сколько всего таких работников требуется? Для самого небольшого сервиса нужны два маляра и три-четыре жестянщика. Также не обойтись без мастера (технического директора), снабженца и бухгалтера. Техническим директором становится, как правило, самый опытный специалист – он оценивает ремонт и определяет технологии, которые будут применяться в работе. Задача снабженца – обеспечить предприятия необходимыми расходными материалами, кузовными деталями и другими запчастями. В более крупном сервисе, где используется сложное оборудование, появляются новые позиции – например, колорист, который будет работать с системой цветоподбора.

Вопрос с оплатой труда решается по-разному. В небольших автосервисах сотрудники практически всегда получают доход в виде процента от стоимости проведенных работ. В результате в периоды, когда сервис простаивает, его владелец не теряет деньги на выплате окладов сотрудникам. Так, маляр обычно получает 40% от стоимости выполненного им заказа. В крупных фирмах обычно используется комбинированная система оплаты – не только процент, но и некий гарантированный минимум. Поскольку работы здесь более дорогие, специалисты получают до 30% от стоимости проделанных работ. "На круг" у профессионального маляра или жестянщика выходит $500-1200 в месяц, специалист по подбору краски получает от $500 до $900.

Если бизнес по ремонту автомобильных кузовов правильно организован, он может обеспечить рентабельность на уровне 15%. Впрочем, на большом обороте можно заработать совсем другие деньги. Тем, кто хочет выйти на этот рынок, нужно спешить. После вступления в силу Закона об обязательном страховании ответственности автовладельцев страховщики начнут подыскивать себе ремонтные предприятия, с которыми можно наладить долговременное сотрудничество. Важно, чтобы к этому моменту новая точка успела заявить о себе и обладала безупречной репутацией.

Сергей Русаковский

Для кузовного ремонта не имеет значение расположение автосервиса. Работы дорогие и достаточно сложные, а с качеством у многих сервисов большие проблемы, поэтому клиенты готовы не то что в другой район, в другой город ездить.

Еще чаще имеет место другой вариант, когда в городе много технически хорошо оснащенных станций, а клиенты обращаются к гаражным умельцам, которые что называется с помощью молотка и столба могут исправить повреждения любой сложности, решающую роль здесь, конечно, играет стоимость ремонта, возможность сэкономить на покупке новых деталей, так как гаражные мастера с легкостью восстанавливают места повреждений, что далеко не в каждом автосервисе умеют.

Кроме этого, подобные умельцы работают в условиях гаража, что помогает им набить руку, придумывать нестандартные решения возникающих проблем. Поэтому, в первую очередь, помимо написания бизнес-плана и поиска средств на осуществление этой бизнес-идеи, необходимо найти специалистов, которые будут работать в Вашем автосервисе. Специальных обучающих программ, готовящих кузовщиков, в России нет, все, в основном, "самоучки". Их устраивает, как правило, их место и заработок в гараже. В автосервисе они могут работать очень качественно и быстро.

Каким будет Ваш автосервис - решать Вам. Можно оснастить его по последнему слову техники, это большие вложения, можно начать с самого необходимого, сделав ставку на авторитет и мастерство своего работника или работников. Клиентам важен результат и качество. А добиваться его Вам.

Видео - Кузовной ремонт авто: